Они длились около 12 часов. Москва и Вашингтон не будут раскрывать детали переговоров. При этом известно, что стороны договорились о безопасности судоходства в Черном море
Обновлено в 20:09
Глава российского МИД Сергей Лавров дал Первому каналу обширное интервью об урегулировании украинского конфликта.
Как заявил министр, только Вашингтон может добиться от Киева прекращения обстрелов гражданских объектов, а подходы Евросоюза по Украине прямо противоречат позиции новой администрации США.Европейские политики, призывающие к миротворческим миссиям на Украине, не более чем мечтатели, показывающие свою полную политическую несостоятельность. Желание сдержать Россию и нанести ей поражение отсылает к временам Наполеона и Гитлера, мы все это уже проходили, добавил Сергей Лавров.
По его словам, на переговорах России и США в Эр-Рияде обсуждались прежде всего вопросы безопасного судоходства в Черном море. Россия выступает за возобновление черноморской инициативы «в более приемлемой для всех форме», отметил Лавров.
Переговоры в Эр-Рияде между делегациями России и США были техническими, их содержание для широкой публики обнародовано не будет, ранее заявил журналистам Дмитрий Песков. Планировалось совместное заявление делегаций, но оно не было принято из-за «позиции Украины», заявил зампред оборонного комитета Совфеда Владимир Чижов.
Комментирует политолог Георгий Бовт:
— Речь идет о том, что трактовать под этой самой черноморской инициативой. Потому что мы не знаем в подробностях украинскую позицию, но, насколько можно понять, позиция России заключается в том, что можно вернуться к этой инициативе в том формате, как она работала раньше. То есть это довольно ограниченный формат, который касается зерна, удобрений и участия еще третьих стран. Все-таки Москва обеспокоена тем, чтобы под флагом свободы судоходства не шло снабжение вооружениями морем, и этот вопрос должен быть каким-то образом решен. Пока он, судя по всему, не решен, а Украина хочет трактовать это расширительно, как прекращение всяких боевых действий и прекращение ударов по портовой инфраструктуре, притом что Москва может подозревать, что через эту портовую инфраструктуру проходит не только зерно, но и оружие. Так что пока стороны далеки даже от такого технического соглашения. Судя по всему, вчера была надежда, что появится совместное заявление, но, видимо, российская и американская делегации о чем-то и договорились после 12 часов переговоров, и были готовы что-то совместно заявить. Но потом, еще позднее, вечером, состоялся очередной раунд контактов американцев с украинцами, после чего совместное заявление русских и американцев уже не появилось. И появились объяснения, что переговоры были технические, а Чижов заявил, что это заявление не появилось по вине Украины. Я думаю, что Украина хочет оставить себе прежде всего свободу рук и в вопросе территориальных споров, и в вопросе поставок вооружений, и в вопросе долгосрочного мира при условии нейтралитета Украины, то есть там весь набор.
— Почему Кремль отказался предавать огласке подробные итоги переговоров, назвав их техническими?
— Я думаю, что это договоренность российской и американской делегаций. И для того, чтобы не устраивать публичные споры по поводу того, кто как трактует, решили воздержаться. По итогам прошлых переговоров ведь выяснилось, что, например, Москва и Вашингтон по-разному трактуют прекращение ударов по энергетической инфраструктуре. Потому что в московской версии было сказано, что именно по энергетической инфраструктуре, а в американской версии и в украинской тоже было сказано: по энергетической и другой инфраструктуре. И чтобы избежать таких публичных расхождений, чтобы на них кто-то пытался поиграть, решили все засекретить.
Встреча делегаций накануне продлилась 12 часов с перерывами и стала пока самым продолжительным раундом переговоров в Эр-Рияде. Российские делегаты — сенатор Григорий Карасин и советник директора ФСБ Сергей Беседа — возвращаются в Москву. Контакты на высшем уровне могут произойти в любой момент, отметил Дмитрий Песков:
«Итоги Эр-Рияда, итоги состоявшихся длительных российско-американских переговоров доложены по столицам, они сейчас анализируются. Пока в планах разговора на высшем уровне нет, при необходимости они появляются достаточно быстро и оперативно. Есть понимание, что контакты будут продолжаться, но конкретики пока нет. Она и будет согласована».
Киевская делегация задержалась на второй раунд, что говорит о возможном прогрессе. Продолжает политолог-американист Малек Дудаков:
Малек Дудаков политолог-американист «Понятно, что в ближайшее время будет больше утечек, поэтому уже сейчас, например, становится известно, что позиция Украины могла стать камнем преткновения, возможно, США и Россия в общих чертах согласовали вот эту новую черноморскую сделку, но позиция Киева в очередной раз оказалась неконструктивной и недоговороспособной. Поэтому здесь многое будет зависеть от США, от администрации Трампа, как им удастся все-таки продавить это решение в Киеве и заставить офис Зеленского с ним согласиться. Рычаги давления у американцев на Украину, безусловно, имеются, поэтому пришло время переходить от риторики к каким-то реальным действиям, возможно, к антикоррупционному расследованию, возможно, к введению персональных санкций в отношении ближайшего окружения Зеленского, ну и далее по списку, я думаю, там есть пространство для маневра, есть возможность развернуться. Что касается самих переговоров, здесь никого не должна смущать формулировка, что они технический характер носят, потому что именно на таких переговорах обсуждаются все самые важные детали и нюансы, а, как известно, дьявол кроется в деталях. Мне кажется, что до последнего момента у американской стороны были сложности именно с деталями. Администрация Трампа в целом понимала, чего она хочет добиться на Украине: это перемирие, потом проведение выборов с возможной сменой власти в Киеве, и потом уже заключение долгосрочного мирного соглашения с Россией. А какие-то нюансы, детали, как всего этого добиться, были неясны американцам. И поэтому, наверное, то, что сейчас это все активно обсуждается, в любом случае позитивный сигнал. Хоть и понятно, что, наверное, в моменте все-таки переговорные позиции России и США по каким-то конкретным вопросам расходятся, какое-то время еще займет сближение этих позиций. Я вполне допускаю по итогам этих переговоров, что американская позиция начнет сближаться с российской, тем более, как мы видим, заведовал делегацией американской интересный персонаж по имени Майкл Энтон — человек, которого считают одним из идеологов доктрины Трампа America First. Он неоднократно говорил, что украинский конфликт является периферийным для национальных интересов США, и он один из тех прагматиков-реалистов, кто хотел бы поскорее договориться с Россией, чтобы переориентироваться на другие направления, которые администрация Трампа считает более для себя важными, вроде Ближнего Востока, конкуренции с Китаем и далее по списку. Поэтому со стороны США мы видим вполне договороспособных переговорщиков, которые в каких-то вопросах вполне могут уже и начать сближение. Безусловно, для России выгодно пользоваться этой спешкой администрации Трампа по украинскому направлению».
Сенатор Карасин ранее заявил, что российская и американская делегации согласились продолжить диалог. К будущим встречам планируется привлечь международное сообщество, включая ООН и отдельные страны. Получился «насыщенный, непростой диалог, но весьма полезный для нас и для американцев». «Многие проблемы обсудили. Конечно, далеко не все решили, не во всем согласились, но то, что такой разговор состоялся, мне кажется, это очень своевременно с учетом прихода новой администрации и новых политиков, которые приехали на встречу экспертных групп», — сказал сенатор.
Комментирует политконсультант, руководитель «Дубравский консалтинг» Павел Дубравский:
— Что касается этих переговоров, надо отметить, что все-таки они носят больше технический характер. Я думаю, там обсуждались не такие вопросы, как территории, линия соприкосновения, а скорее то, что было в предыдущем раунде переговоров. Я бы сказал так: в ближайшее время, наверное, в ближайшие месяц-два, нас ждет серия таких переговоров, которые будут обсуждать те самые маленькие детали, из которых в дальнейшем обе стороны смогут прийти к какому-то конструктиву. Потому что предыдущий звонок Путина и Трампа как раз был именно про это. И общение с украинской командой и американской делегацией тоже было именно про это. Поэтому я бы сказал, что таких переговоров еще будет много, я бы расценивал как больше конструктивный шаг, но громких заявлений я бы не ожидал.
— Получается, 12 часов обсуждали технические детали?
— Именно в таких переговорных процессах технические детали — это и есть буквально база того, как все это будет работать. Потому что, казалось бы, есть макровопрос, например территория, но не сейчас должны это обсуждать, это должен быть последний вопрос, который будет на повестке. Потому что он самый конфликтный, самый сложный, самый эмоциональный. И для того, чтобы подойти к решению таких вопросов, вообще мирного соглашения, надо сначала пройти через серию скучных, иногда сложных мероприятий, например, они обсуждали вопрос, где вооружаться Украине, или не обсуждали, но в любом случае, думаю, некоторые такие аспекты там точно обсуждались. Надо понять, что обе стороны из-за этого формата челночной дипломатии, где США общаются сначала с Россией, потом с Украиной, тоже пытаются каждые новые переговоры выдвинуть свои дополнительные требования, улучшить свои условия, и поэтому такие разговоры растягиваются на 12 часов, могут и больше.
Мировые СМИ сдержанно комментируют итоги российско-американских переговоров в Эр-Рияде. Associated Press пишет, что главным камнем преткновения остается вопрос, какие цели должны быть исключены из зоны поражения, поскольку стороны сохраняют разногласия.
Les Echos отмечает, что темп переговоров ускоряется, хотя пока и неизвестно, приведут ли они к каким-либо конкретным результатам, поскольку темы обсуждения постоянно меняются, а цели сторон различаются. L'Humanité добавляет, что Москва и Вашингтон близки к соглашению по Черному морю. Тем самым США стремятся расширить диалог, который ранее затрагивал только отказ от ударов по энергоинфраструктуре.
Свежие комментарии