Одна из причин — перепроизводство и падение цен. Brent подешевела до 61 доллара, в Goldman Sachs ожидают, что цена нефти в стрессовом сценарии может упасть до 40 долларов за баррель. Бюджет России уже пересчитан с учетом дефицита, эксперты предупреждают о возможном секвестре, росте налогов и новых заимствованиях
ОПЕК+ во главе с Саудовской Аравией и Россией допустили увеличение июньской добычи нефти на 400 тысяч баррелей в день. Решение направлено на дисциплину перепроизводящих членов объединения, которые нарушают согласованные лимиты — например, на Казахстан, пишет Bloomberg.
К вечеру пятницы, 2 мая, цены на нефть начали умеренно снижаться после активного роста по итогам предыдущих торгов. Июльские фьючерсы на сорт Brent дешевели до 61 доллара 69 центов за баррель, июньские на WTI — до 58 долларов 79 центов.
Главным негативным фактором в последние недели стали опасения по поводу того, что торговые войны спровоцируют глобальную рецессию и вызовут падение спроса на энергоносители. С 28 апреля нефть эталонных марок подешевела примерно на 6% на опасениях, что ОПЕК+ будет активно наращивать добычу.
Поддержку котировкам оказали заявления президента США Дональда Трампа о готовности ввести вторичные санкции против покупателей иранской нефти. Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
— Мы видим, что в ОПЕК+ взяли курс на восстановление объемов производства и стали гораздо меньше обращать внимание на цену. И, по всей видимости, пока этот курс будет сохраняться. Если, конечно, цена Brent упадет в район 50 долларов за баррель — может быть, они что-то пересмотрят. Но явно, что нынешний коридор — где-то 60–65 долларов за баррель — воспринимается участниками ОПЕК+ как приемлемый для того, чтобы продолжать стратегию по наращиванию объемов производства.
— Где эта грань?
— Может быть, если будет меньше 60 долларов за баррель, тогда они пересмотрят свое решение. Но пока мы видим, что они решили повышать квоты. Возможно, здесь расчет на то, что низкие текущие цены еще и будут стимулировать рост спроса. И вот этот новый спрос именно ОПЕК+ будет покрывать своими объемами. Явно идет стратегия борьбы за долю на рынке. И это, опять же, исходит из того, что многие участники ОПЕК+ раньше, по сути, выражали свое недовольство тем, что был снижен объем добычи и его держалина низком уровне. А ряд стран, которые не входят в эту сделку, наоборот, увеличивают свою добычу. Это и Гайана, и Канада, и Бразилия, и Соединенные Штаты. Поэтому нужно бороться за долю на рынке. Иначе, видимо, была угроза, что ряд участников выйдет из сделки. А тогда вся сделка развалится. Для России, конечно, ситуация очень неприятная, потому что у нас в бюджете вообще было заложено 69,7 доллара за баррель, при том что курс должен быть 96 рублей за доллар. У нас сейчас и рубль значительно крепче, и цена нашего Urals — в районе 50 долларов за баррель. Поэтому Минфин сейчас как раз и переоценил дефицит бюджета. Если изначально он планировался в районе 0,5% ВВП, то теперь — уже примерно 1,7%. При том что у нас в ликвидной части ФНБ денег примерно на полтора процента ВВП. Получается, что мы, если все так и дальше пойдет, ликвидную часть ФНБ проедим за 2025 год. Минфину нужно будет еще и выходить более активно на рынок заимствований. И это при сохранении нынешней ситуации. А если она будет усугубляться, то вполне возможно, что ко второму полугодию нам придется провести определенный секвестр бюджета, пересмотреть сроки расходов. Может быть, увеличить налоги. Может быть, придется, как в 2023 году Минфин это планировал, сократить выплаты по демпферу, что приведет к росту стоимости топлива на внутреннем рынке. То есть здесь какие-то меры, может быть, государству придется принимать. Пока у нас дефицит просто больше, чем планировалось. Это не катастрофа. У нас есть меры, как все это можно ликвидировать, но мы в параметры бюджета не укладываемся.
Нефтяной рынок демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению цен на фоне торговых войн, начатых Трампом. В апреле Goldman Sachs понизил прогноз по стоимости Brent с 62-х до 58 долларов к концу года, а в стрессовом сценарии и вовсе ожидает обвала до 40 долларов за баррель.
Свежие комментарии