ЕС запретит экспорт в Россию полупроводников, машин и транспортного оборудования на сумму 10 млрд евро и импорт угля из России на сумму 4 млрд евро в год. Как изменит закрытие морских и сухопутных границ ЕС логистические маршруты и скажется ли на стоимости грузоперевозок?
Обновлено в 15:55
Глава Еврокомиссии заявил, что ЕС запретит российским судам заходить в порты Евросоюза.
Будет запрезен экспорт в РФ полупроводников, машин и транспортного оборудования на сумму 10 млрд евро, сказала глава ЕК. Евросоюз остановит участие российских компаний в госзакупках в ЕС и любую финансовую поддержку для российских госорганов. Импорт угля из России на сумму 4 млрд евро в год тоже будет запрещен, заявила Урсула фон дер Ляйен. ЕС запретит транзакции с четырьмя российскими банками, включая ВТБ.Глава евродипломатии Жозеп Боррель заявил, что новый пакет санкций будет согласован уже сегодня. По словам госсекретаря по европейским делам Клемана Бона, ограничения «скорее всего» вступят в силу уже завтра, пишет РБК.
Означает ли это полную остановку торговли с ЕС? Комментирует профессор ВШЭ, ведущий научный сотрудник Инсититута мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Алексей Портанский:
— Закрытие морских и сухопутных границ для российских перевозчиков, как это понимать? Это означает полное сворачивание торговли с Европой?
— Это только планируется, и я полагаю, никто пока еще до конца не представляет последствий этого решения, ни в ЕС, ну и мы тоже сами с трудом можем представить, потому что ничего подобного никогда прежде не было вообще. Я думаю, что среди государств ЕС не будет абсолютного единства по данному вопросу. Но мы знаем, что Германия занимает особую такую позицию, не спеша вводить такие предельные ограничения. Но если даже себе представить, что такое решение будет принято, доставка грузов будет гораздо-гораздо дороже, будь то по Балтийскому морю или через Турцию, любые эти пути станут дороже.
— Какие это пути? Мы правильно понимаем, что Турция здесь может стать заменой?
— Теоретически да, но опять же, плечо доставки огромное просто. Ну и вот Балтика рассматривается. Но Балтика, опять же до конца ситуация не ясна, потому что Калининград тогда может оказаться отрезанным вообще. Но если он не будет отрезанным, тогда между Калининградом и Петербургом по морю, вот так предполагается.
— Если заблокировать и Калининград, вообще наверное равновесно полноценной блокаде. Это реалистично, как вы считаете?
— Мне представляется это нереалистичным. Еще раз повторяю, они сами до конца в этом не уверены, поэтому предполагать такой сценарий бы не стал.
— Пришли мысли о семенном фонде и об упаковке Тетра-пак, как вы думаете, по ним какие могут быть решения?
— Тетра-пак, у нас только что сегодня по телевизору показали, что где-то там, я не знаю, изобрели упаковку, конечно, она не заменит всего объема, который обеспечивал Тетра-пак. По семенам тоже будет провал, эксперты уже говорили сельского хозяйства, что это может сильно отразиться на урожае в негативном плане, потому что мы семена в значительной степени получали из-за рубежа, и всякие там добавки, необходимые для сельского хозяйства, мы это получали из-за рубежа. Поэтому здесь тоже может быть провал.
С уже действующими ограничениями запрет на операции с российскими перевозчиками мало что изменит, считает управляющий партнер компании «Инфрапроекты» Алексей Безбородов:
— В российский морской регистр введен запрет на его жизнь и функционирование в Европе, собственно говоря, это уже закрыло морских перевозчиков. Железнодорожный перевозчик у нас один в стране — это РЖД. Собственно говоря, с ним Европа никак не контачит, потому что операции по российским железным дорогам с Европой не производятся, она функционирует через белорусскую чугунку. Формально как бы операторами являются частные компании. РЖД здесь собственно говоря никаким боком не касается Европы, скажем так. С точки зрения логистики ни Bloomberg, ни Reuters, ни Wall Street Journal, никто из них, могу точно сказать, что одна из трех ни фраз, а высказываний, мыслей является правдивой.
— Теоретически, если мы говорим не о подсанкционных товарах, не подсанкционные товары, которые хотят прибыть в Россию, но не могут, потому что границы закрыты. Если мы направляем через Турцию, насколько возрастает стоимость?
— Стоимость логистики за два ковидных года выросла так, что еще одно небольшое повышение вообще никак не скажется.
— То есть реалистичный вариант использовать Турцию в этом смысле?
— Естественно, да, конечно. Ближайшие турецкие порты находятся в непосредственной близости к ближайшим российским портам. У нас и сейчас по факту границы закрыты, то есть те очереди, которые на польско-белорусской границе сегодня находятся, это фактическое закрытие.
Евросоюз пока не планирует вводить санкции в отношении нефти и газа, утверждает агентство Bloomberg.
Но ряд министров экономики ЕС уже подтвердил готовность усилить санкции против РФ, в том числе против энергетического сектора.
Свежие комментарии