В первую очередь маркетплейс будет нужен для исполнения госзаказа, говорят в Государственной транспортной лизинговой компании. Что известно о сервисе?
Гражданские беспилотники можно будет купить на специальном маркетплейсе. А заодно — заказать любую услугу, от аэросъемки до лазерного сканирования.
На маркетплейсе будут представлены разные типы беспилотников, исходя из их функциональности: одни предназначены только для аэрологистики, другие — распыляют химикаты и пригодятся в сельском хозяйстве, третьи — нужны для мониторинга и сканирования местности. Вместе с покупкой дрона покупателю предложат сразу поставить технику на учет, оформить страховой полис и другие документы. Будет доступна и простая аренда.
Из доступных моделей, представленных в демоверсии маркетплейса, были дроны самолетного типа «Геоскан 201» и «Геоскан 701», комплекс «Агримакс А30»,
Марк Туровецкий основатель платформы по заказу съемки с дронов PilotHUB «Есть компания Flydron, она еще в 2022 году сделала маркетплейс для продажи беспилотников, компонентов. Про него писали, про него говорили, но только в узких кругах, а и он, скажем так, не взлетел. Не было инициативы ни со стороны производителей — да никому, можно сказать, не нужно было, — ни со стороны покупателей. Там было очень ограниченное число компаний, которые производили, покупали и использовали. Сейчас ситуация совершенно другая. Идет большой вектор на развитие беспилотной авиации в России, создаются новые компании. ГТЛК с другим подходом зашла, естественно, с господдержкой — получилось более громко».
Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года ранее утвердил президент, он также поручил подготовить план государственного гражданского заказа на отечественные дроны. Именно для обслуживания покрытия госзаказа новый маркетплейс в первую очередь и создавался, говорят разработчики. Минпромторг ранее оценивал объем госзаказа на дроны до 2026 года в 100 млрд рублей, но понятно, что это весьма условные цифры.
Затраты на создание маркетплейса разработчик не раскрывает, срок полноценного запуска — в 2024 году. Опасений по поводу монополизации рынка пока нет, так как маркетплейс здесь выступает скорее в роли агрегатора, говорит генеральный директор «Геоскан» Алексей Юрецкий:
— Перед ними стоит очень непростая задача — собрать пожелания заказчиков, которыми выступят различные госкорпорации, регионы. И это те заказчики, которые могут не знать полной информации о беспилотниках, о том, какие они есть, для чего они могут использоваться, сколько они стоят и чем они отличаются между собой. Поэтому одна из задач, которая ляжет на ГТЛК в этой связи, — это просветительская функция. ГТЛК должна будет заключить, очевидно, с поставщиками
— А ценообразование?
— Как я понимаю, оно будет разрабатываться ГТЛК совместно с производителями, с участием в том числе ФАС, которая призвана контролировать и проверять структуру цены.
Следующий сервис, который, возможно, появится после маркетплейса и так же в рамках общей стратегии развития — это единая диспетчерская дронов. Такая глобальная платформа по отслеживанию беспилотников, по аналогии с диспетчерской для самолетов. Там дроны сами будут передавать информацию о том, кто их запустил и по каким маршрутам. Технические возможности есть, говорят эксперты, и даже все соответствующие запросы уже лежат на столах разных ведомств.
Свежие комментарии