Причина — готовящаяся налоговая реформа и возможное снижение порога по НДС с 60 до 25–30 млн рублей. Это грозит маломаржинальному бизнесу серьезными издержками. Представители отрасли настаивают: без отдельного ОКВЭД и учета специфики деятельности ПВЗ многие предприниматели могут закрыться
Ассоциация участников рынка электронной коммерции предложила Минэкономразвития и Федеральной налоговой службе предусмотреть отдельные коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности для пунктов выдачи заказов — это поможет учитывать особенности торгово-экономической деятельности ПВЗ.
Необходимость введения новых кодов связана с поручением Владимира Путина разработать до 1 декабря текущего года предложения, связанные с реформой упрощенной системы налогообложения в сфере торговли. В случае изменения или отмены режима УСН владельцы ПВЗ могут быть переведены на основную систему налогообложения, что влечет необходимость уплаты НДС в размере 20%.
Комментирует председатель совета АУРЭК Евгения Черницкая:
Евгения Черницкая председатель совета АУРЭК «Сегодня в нашей стране порядка 150 тысяч пунктов выдачи заказов — это российские МСП, и очень мало кто понимает, как работают эти пункты, насколько это маржинальный бизнес. До сих пор нет законодательства, которое закрепляло бы такой вид бизнеса, и вообще в принципе не существует понимания у регуляторов, кто такие владельцы ПВЗ. Если какое-то время назад мы акцентировали внимание на том, что у этих предпринимателей должен быть отдельный ОКВЭД, потому что это вид бизнеса, несущий социальную нагрузку — страна большая, ПВЗ часто открываются в отдаленных населенных пунктах, где нет магазинов, — то сейчас ситуация стала выглядеть тревожнее. Она стала тревожнее ровно с того момента, когда президент поручил правительству понизить порог по НДС: если сейчас он составляет 60 млн, то предполагается снижение до 25–30 млн для торговой отрасли. Автоматически пункты выдачи заказов, открывающиеся под ОКВЭД «Торговля», подпадают под эту серьезную кризисную ситуацию. Этот бизнес крайне низкомаржинальный: ПВЗ несут огромное количество расходов, работают по тарифу и никак не могут повысить свои доходы. Пониженная планка по порогу НДС может выбросить из системы большое количество предпринимателей. Уже сейчас под эту планку попали члены ассоциации, у которых от 18 ПВЗ — они уже платят НДС. Если порог снизится, то под него подпадут предприниматели, имеющие от восьми пунктов, а таких очень много. Многие из них просто уйдут из сферы. Сейчас для государства они стали «видимыми» — поэтому важно обязательно ввести отдельный ОКВЭД. У нас ведь недавно вводились отдельные ОКВЭДы, например, для блогеров — чтобы идентифицировать таких предпринимателей. Даже для тех, кто организует визы, недавно ввели отдельный ОКВЭД».
Проблема упрощенной системы налогообложения в том, что при выручке 60 млн рублей компания обязана перейти на так называемый упрощённый НДС. То есть она работает по УСН, но обязана вести всю отчетность как компания на НДС. Единственное отличие — платит налог по пониженной ставке, не сразу 20%, а поэтапно. Комментирует руководитель юридической компании «Юрвиста» и владелец нескольких ПВЗ Алексей Петропольский:
Алексей Петропольский руководитель компании «Юрвиста», эксперт по правовым вопросам «Опоры России», предприниматель «Начинает с 12–13%, потом, если выручка вырастает — до 15%, и в конце уже переходят на 20%, до достижения порога в 450 млн. Дело в том, что пункты выдачи фактически оказывают посреднические услуги при выдаче товаров, которые им не принадлежат. Оборачиваются средства маркетплейса, чужих магазинов, фактически отражая выручку якобы этого маркетплейса. То есть получается так: вы, допустим, открывая маркетплейс, выдаете товары, пробиваете чеки, у вас показывается оборотка за чужие товары — и налоговая видит, что вы не посредник, а фактический продавец и оборачиваете эти деньги. Они, таким образом, при достижении лимитов выводят вас на НДС. В результате просто содержать пункт выдачи становится накладно. Понятно, что 99% пунктов выдачи работают на упрощенной системе налогообложения и сдают декларации — никто никакие отчетности в рамках основной налоговой системы не готов сдавать и не может. И многие пункты выдачи, у которых высокий оборот, много выдают товаров, сейчас сталкиваются с проблемой: налоговая обязывает их перейти сначала на НДС-отчетность, а в дальнейшем — и вообще на 20-процентную общую систему, если они достигают лимитов. Если ввести отдельный ОКВЭД для пунктов выдачи и, глядя на эту выручку, не пересчитывать НДС — допустим, как это сделано по ОКВЭДу для медицины или, как сейчас по ресторанам, которых просто освободили от НДС, — то это решит проблему».
Если порог годового оборота в 60 млн, установленный для упрощённого налогообложения, снизят еще больше, а для ПВЗ не введут отдельный ОКВЭД, то многим пунктам выдачи выжить будет нереально, соглашается собственник сети пунктов выдачи заказов и соучредитель ПО pvz-admin.ru Ольга Козыркина.
Ольга Козыркина собственник сети пунктов выдачи заказов и соучредитель ПО pvz-admin.ru «Рассматривать ситуацию нужно с двух сторон. Во-первых, я сама являюсь собственником пунктов выдачи заказов, управляющей в больших сетях. Помимо этого, я — соучредитель программного обеспечения для пунктов выдачи, оно единственное в России, поэтому мы видим статистику немного шире, чем видит Ассоциация. Если брать на сегодня, то средняя выручка по пункту выдачи — понятно, что она зависит от региона, от возраста пункта, от проходимости — но если просто крупным мазком усреднить, это около 200 тысяч рублей на один пункт выдачи заказов. При этом расходная часть включает арендные платежи, заработную плату, налоги по трудовому договору, которые мы платим за сотрудников, наш налог на прибыль, расходные материалы — мелкобытовые, видеокамеры. Все это в совокупности формирует расходную часть порядка 150 тысяч рублей, плюс-минус. Таким образом, получается, что чистая прибыль, которая остается у хорошо «раскачанного» пункта выдачи — то есть у пункта старше двух лет — составляет 50 тысяч рублей. Если сейчас все пороги понизят, если нам не введут ОКВЭДы и не поймут, что мы — отдельная сфера, мы не просто уходим в минус: сам вид деятельности перестает быть интересным в принципе. Если брать по цифрам, это в среднем миллион человек, которые работают в пунктах выдачи по всей территории РФ. И вся отрасль может полностью упасть. Мы не говорим, что ОКВЭД решит все вопросы и проблемы, которые существуют на данный момент, но он станет началом — стартом того, что нас начнут рассматривать как отдельный вид бизнеса. Если же принимают закон по ОКВЭДам, то мы становимся регулируемой структурой в малом бизнесе РФ».
Ранее Минфин поддержит идею наделить маркетплейсы функцией налогового агента. Об этом в начале июня в интервью «Ведомостям» заявил заместитель министра финансов Алексей Сазанов. По его словам, переход на агентскую схему возможен для крупных электронных площадок, которые смогут платить налоги за своих сейлеров.
Свежие комментарии