Международный обмен опытом, знакомство с передовыми строительными практиками, совместная научная работа, участие в открытых конкурсах, в том числе в качестве членов жюри, — архитекторы стран БРИКС начинают по-настоящему плотное сотрудничество
На только что прошедшем в Казани международном архитектурно-строительном форуме «Казаныш» состоялось первое заседание комитета по архитектуре и городскому развитию Ассоциации городов и муниципалитетов стран БРИКС+ (о создании этой организации портал «Бизнес FM» подробно рассказывала в июле прошлого года.
Ассоциация, членами которой стали 18 260 городов, расположенных на трех континентах, — одно из крупнейших в мире подобных объединений, в чью зону влияния входят 2,6 млрд человек.
Важно, что вступить в ассоциацию могут города и муниципалитеты не только из стран — участниц БРИКС, но и из других заинтересованных государств.Вышеупомянутое заседание (которое в дальнейшем для удобства так и будет называться — заседание комитета) явилось, по сути, установочным. Профессионалы, определяющие архитектурную повестку своих городов и территорий, знакомились друг с другом, рассказывали о локальных градостроительных особенностях и подходах, делились мыслями о том, какую практическую пользу могут дать столь масштабные международные контакты. Как отметил глава Ассоциации городов и муниципалитетов стран БРИКС+, мэр Казани Ильсур Метшин, «чем больше мы знаем об опыте и инновациях друг друга, тем эффективнее можем использовать этот потенциал. Поэтому перед нами стоит прикладная задача: мы за то, чтобы в руках руководителей регионов, мэров городов, главных архитекторов было как можно больше инструментов, расширяющих их градостроительные возможности».
По мнению самих архитекторов, прикладных задач, в решении которых действительно мог бы помочь комитет, ассоциация и сам форум, великое множество. Например, «на «Казаныше» будут объявлены несколько международных конкурсов, и мы надеемся, что наше мероприятие существенно изменит состав и заявившихся на конкурсы участников, и их жюри», — подчеркивала в преддверии открытия форума главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина.
Ильсияр Тухватуллина главный архитектор Казани «Наверное, на заседании комитета по архитектуре и городскому развитию Ассоциации городов и муниципалитетов стран БРИКС+ мы будем обсуждать эту тему. Хочется, чтобы международные конкурсы все чаще формировались из состава архитекторов стран БРИКС. Мы будем знакомиться друг с другом, будем видеть, где и какие конкурсы идут, — это же очень интересно. И, конечно же, я надеюсь, что между нашими вузами наладится более плотное взаимодействие — мы будем договариваться не только о студенческих стажировках, но и об обмене педагогами».
Обе темы, поднятые Ильсияр Тухватуллиной, действительно получили продолжение на «Казаныше». Что касается объявленных на форуме международных архитектурных конкурсов, особое внимание обращают на себя два: на разработку концепции самого большого в Европе Центра экстремальных водных видов спорта, который к 2030 году должен появиться на казанском полуострове Локомотив (конкурс будет проведен в рамках программы развития прибрежных территорий «Казань — город на воде»), и на разработку мастер-плана сразу двух инновационных районов федеральной территории «Сириус» (речь идет о двух участках площадью 19,4 и 23,1 гектара, на которых планируется создать вторую очередь научно-технологического кампуса университета «Сириус» и инновационный ИТ-кластер). Организаторы обоих конкурсов подчеркивают, что творческие состязания ориентированы на сильнейшие архитектурные бюро и институты развития стран БРИКС и имеют целью создание кластеров мирового уровня.
На пути образовательного сотрудничества также сделаны конкретные шаги. В частности, итогом первой в истории встречи деканов и профессоров архитектурных университетов стран БРИКС (а это были вузы из восьми стран — Индии, Китая, Бразилии, ЮАР, Эфиопии, Ирана, Малайзии и России) стала договоренность о подписании в 2025 году меморандума о сотрудничестве между Казанским государственным архитектурно-строительным университетом и Центром современной архитектуры Амазонии в Бразилии. «В ближайшие месяцы вузы начнут формирование рабочих групп, которые займутся координацией образовательных инициатив и научных исследований. Благодаря этому партнерству для студентов и преподавателей откроются возможности для стажировок, участия в международных проектах и публикаций в совместных научных журналах. Для бизнеса появятся новые разработки в области устойчивого строительства и урбанистики, которые могут быть адаптированы для коммерческих проектов», — гласит официальный пресс-релиз*.
![](https://r.mt.ru/r2/photoB353/20347647542-0/jpg/bp.jpeg)
Впрочем, судя по прозвучавшим на заседании комитета высказываниям, на местах хотели бы использовать российский и международный опыт в решении задач не завтрашнего, а уже сегодняшнего дня. По словам первого заместителя председателя комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, главного архитектора Санкт-Петербурга Павла Соколова, «нам был бы интересен опыт городского развития через сохранение его, города, наследия. В Санкт-Петербурге работает одно из самых жестких в России охранных законодательств, нам было бы интересно посмотреть, как обстоят дела у других». Об этом российским экспертам явно могут многое рассказать, например, их иранские коллеги — вице-мэр Тегерана Хамидреза Сареми (в целом в Иране насчитывается 28 объектов, внесенных в список ЮНЕСКО, и более 42 тысяч объектов культурного и природного наследия) и заместитель мэра Исфахана по градостроительству и архитектуре Сайед Мортеза Хасамнежад (в отличие от большинства старых городов Исфахан имеет не исторический центр, а так называемую историческую ось протяженностью 28 километров).
Директор по вопросам развития Стамбульского муниципалитета, руководитель департамента планирования и урбанизации Рамазан Гюльтен говорил на заседании об общих для всех мегаполисов кризисных пунктах, в том числе об экологии, демократическом управлении и необходимости создания справедливых городов, а также об особом подходе к городам, страдающим от военных действий. Директор департамента градостроительного развития и архитектуры администрации Нижнего Новгорода Алла Коновицина — о том, как ценны для регионов передовые административные практики, показывающие, как можно соединить управленческие функции для более интенсивного и гармоничного городского развития (по мнению эксперта, уж волжские города в этом смысле точно должны быть вместе). Руководитель управления архитектуры и градостроительства при главе Республики Саха (Якутия), главный архитектор Республики Саха (Якутия) Любовь Папок — о том, как важен обмен международным опытом для отдаленных регионов, которые таким образом перестают чувствовать себя оторванными от «большой архитектурной земли».
Александр Ложкин, заместитель начальника департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска, главный архитектор Новосибирска:
«Я из Новосибирска. Это большой город — 1,6 млн жителей. Это город в центре Евразии и вообще-то самый удаленный от морских портов мира. Это столица российской науки. Это экстремальный климат: не такой экстремальный, как в Якутске, но все-таки. Это город на большой реке. Перечислять еще можно долго, но в целом это, в общем, понятный набор проблем, и каждый раз изобретать велосипед для их решения неправильно. Я был на стажировке в Дубае как раз вместе с мэром Якутска, и там, в Дубае, мэру Якутска был страшно интересен местный опыт, потому что и там и там — жесткий, экстремальный климат. На самом деле многие проблемы, которые мы пытаемся решить, уже где-то решены, надо просто находить и брать эти решения».
***
Дмитрий Селивохин, главный архитектор КБ «Руспроект», главный архитектор Центра стратегического развития «Сибирь» (г. Тюмень):
«У нас настолько большая, настолько разноликая страна, что решить инфраструктурные проблемы в рамках какой-то единой практики невозможно. Разобраться, что делать где-нибудь в Сибири и как поступать где-нибудь во Владикавказе, непросто — это такие разные истории, которые требуют своего рода консилиума. Не сказать что у нас какая-то инфраструктурная болезнь, но понятно же, что в стране масштаба России развитие сопряжено с огромными сложностями. Поэтому нужно не мнение, представленное кем-то единолично, — нужна серьезная профессиональная команда. Все просто».
Подробно о том, какие задачи призвано решать международное архитектурное сотрудничество и какой практический выхлоп может получить от него Россия и конкретно ее столица, «Бизнес FM» рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
— Здорово, если это архитектурное объединение будет каналом для коммуникации. Например, мы сможем каким-то образом быть более привлекательными, более понятными для архитекторов стран БРИКС. А в этих странах, кстати говоря, много архитекторов, много архитектурных идей, огромный потенциал: одна Бразилия с ее уникальной традицией чего стоит — там есть притцкеровские лауреаты, колоссальное наследие и вообще мощнейшая школа. Можно говорить и про мощнейшую современную китайскую архитектурную школу. Я считаю, если будет создана платформа — назовем ее своеобразной биржей, где будут представлены проекты, где российские архитекторы смогут узнавать о конкурсах и событиях в той же Бразилии, в Китае, в других странах, куда они могли бы быть приглашены, — это стало бы важным продвижением своей культуры. Когда все говорят про «мягкую силу» — это оно и есть, продвижение своей культуры, создание каких-то образцов того, что ты можешь сделать, и не только у себя в стране, но и где-то еще. Мы знаем, что такой подход — это всегда взаимное обогащение. В России немало объектов, созданных иностранными архитекторами, как известно из истории. И какой крупный город, какой мировой мегаполис ни возьми — Нью-Йорк, Лондон, Токио, Шанхай, да любой, — все проходили этот путь, все являются средоточием лучших мировых архитектурных практик. Только так это и работает, и мы в Москве также исследовали этот подход — и теоретически, и практически. Понятно, что сейчас сложное время, санкции, сотрудничество заметно сократилось. Но я считаю, что если такой шанс возникнет, то надо на все сто использовать этот суперресурс, наладить коммуникацию, создать место с понятными и равными для всех правилами игры, дающее понимание: если ты там появляешься — значит, у тебя появляется шанс сделать что-то интересное. Я вижу эту практическую возможность.
— Хотим ли мы, чтобы за счет архитекторов из стран БРИКС усилились жюри наших архитектурных конкурсов?
— Конечно, хотим, потому что это повышение конкуренции, повышение экспертизы. Экспертиза нужна не только потому, что мы сами не можем понять, что такое хорошо и что такое плохо, но, условно говоря, третий глаз, более высокий уровень анализа — это всегда крайне важная вещь. Почему мы в свое время очень заботились о том, чтобы в наших конкурсах международным было не только участие, но и жюри? Почему Московский урбанистический форум всегда изобилует мировыми экспертами? Вот как раз ради масштабной внешней оценки. Можно не всю эту оценку принимать, но, я считаю, слышать ее важно.
— Вы наверняка знакомились с архитектурными практиками, которые есть сегодня в Китае, Иране, других странах, с чьими специалистами мы хотели бы сотрудничать. А они чем-то принципиально отличаются от нас? Мы все-таки привыкли больше иметь дело с европейскими архитекторами с понятными нам подходами…
— Сегодня очень, просто очень интернациональная архитектурная школа, и я не вижу никаких особых различий. Знаете, я с архитекторами из многих стран мира знаком лично, был в огромном количестве офисов в других странах. Возникает ощущение, что эти офисы — звенья одной опорной мировой сети, и ты всегда попадаешь в какую-то очень знакомую тебе атмосферу. Буквально в любой архитектурный офис в мире заходишь, говоришь — здравствуйте, я архитектор из Москвы, и тебе обязательно помогут, откликнутся, потому что архитекторы — люди, говорящие на одном языке. Я считаю, что архитекторы — это вообще будущая мировая сеть мира, дружбы и стабильности, потому что они друг друга понимают именно в масштабе всего земного шара. Это, как правило, люди, быстро коммуницирующие, быстро и легко вступающие в диалог, потому что законы физики и архитектуры — они везде одинаковые, все понимают, что такое стена, что такое крыша, что такое окно. И во всем мире, даже в странах с самыми разными культурами, дом есть дом и созидание есть созидание. Мы все, по сути, об одном и том же. Именно поэтому архитектура — суперплатформа для сотрудничества, особенно если вспомнить, что она является нашим видовым отличием от других живых существ: никто на Земле не создает архитектуру, кроме людей.
— В свете разговора о важности сотрудничества: считаете ли вы, что европейские архитекторы проиграли российский рынок?
— Их держат санкциями, всем просто не дают участвовать в наших проектах, притом что они абсолютно готовы и хотят. И я уверен (вот мы прямо можем сейчас запомнить этот момент): когда все закончится, мы увидим, и весьма скоро, обратное движение. То есть интерес будет колоссальный, и поток будет колоссальный — я не сомневаюсь, что все очень быстро вернутся. И те архитекторы, которые, несмотря ни на что, остались делать проекты в Москве, они прямо говорят: мы понимаем, что, когда все вернется, мы будем здесь первые, потому что ничего не бросили, а остались и работаем дальше. И они (давайте признаем, вполне справедливо) рассчитывают, что это им сторицей вернется, когда упадут все барьеры и все начнут опять взаимодействовать и сотрудничать.
Некоторые участники заседания комитета призвали начать сотрудничать незамедлительно. В частности, руководитель департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Илья Поздняков предложил организовать учебный обмен специалистами в формате «пять на пять» между краснодарским институтом развития городов и городской среды и аналогичной структурой в каком-то другом регионе или стране. Параллельно Любовь Папок заявила, что Якутия готова стать научно-практическим полигоном для различных экстремальных архитектурно-строительных практик, в том числе связанных со строительством в условиях вечной мерзлоты.
![](https://r.mt.ru/r2/photo3255/20570720391-0/jpg/bp.jpeg)
А еще комитет по архитектуре и городскому развитию Ассоциации городов и муниципалитетов стран БРИКС+ вскоре обретет руководителя: на официальном сайте комитета архитекторы уже могут предлагать кандидатуры. По словам Ильсияр Тухватуллиной, пул кандидатов должен быть сформирован к следующему заседанию, которое запланированно пройдет в Бразилии в мае.
* Есть в распоряжении «Бизнес FM»
Свежие комментарии