По мнению Георгия Бовта, это заявление похоже на радикальное изменение позиции Киева и отказ от нереалистичной цели «выйти на границы 1991 года». При этом Россия категорически отрицает вторую часть предложения Зеленского о приеме остатков Украины в НАТО. Что может стоять за заявлением Зеленского?
«Горячая фаза» боевых действий на Украине может прекратиться, если страна войдет в НАТО с теми территориями, которые находятся под контролем Киева, заявил Владимир Зеленский в интервью Sky News. По его мнению, это необходимо сделать быстро, а потерянные территории Украина сможет вернуть дипломатическим путем. В случае реализации этого плана Украина с находящимися под ее контролем регионами станет членом НАТО, а на потерянные территории будет распространяться приглашение в альянс. Владимир Путин в июне называл отказ от вступления в альянс одним из условий для переговоров. Среди других его требований — признание Крыма и новых регионов в составе России. Реагируя на выступление Зеленского, посол по особым поручениям МИД РФ Родион Мирошник заявил: «Вступление любой части Украины в НАТО неприемлемо и может рассматриваться только как попытки дальнейшей эскалации конфликта» Как оценивать новую позицию Киева?
То, что Зеленский впервые с начала военного конфликта допустил возможность потери территорий, пусть даже временно, выглядит как радикальное изменение позиции Киева и отказ от нереалистичной цели «выйти на границы 1991 года». Однако выдвижение условием срочный прием в НАТО является в настоящий момент не более реалистичным. Не только по причине резкого неприятия Москвы, но и в силу оппозиции этой идее внутри самого НАТО. В том числе администрация Байдена пока так и не решилась на приглашение Украины в альянс, а среди команды Трампа преобладают противники такого шага. Есть они и среди европейских членов блока. Возможно, позиция Киева еще может эволюционировать, например, в сторону отказа от полноправного членства в пользу гарантий безопасности от отдельных стран-членов НАТО. Тут все зависит от ситуации на поле боя. Пока российская армия имеет ряд тактических успехов и не собирается останавливаться.
Ранее Зеленский допускал даже такой экзотический шаг, как проведение референдума об условиях завершения конфликта с Россией. Дескать, Конституция запрещает отдавать территории, пусть народ решает. Что касается народа, то сама по себе апелляция к нему со стороны властей воюющей страны, чтобы акцептовать, по сути, условия поражения, вещь довольно беспрецедентная в истории. Она свидетельствует в том числе о нежелании брать на себя тяжелую ответственность. Впрочем, общественные настроения на Украине сейчас таковы, что если бы голосование по нынешним предложениям Зеленского прошло завтра, то он бы проиграл.
Действительно, согласно октябрьскому опросу американского института Gallup, чуть более половины (52%) украинцев желали бы скорейших переговоров, тогда как чуть менее 40% (38%) считают, что нужно воевать до победы. Число последних с 2022 года сократилось почти в два раза. Однако если говорить об условиях заключения мира, то лишь примерно половина (52%) из тех, кто вообще за переговоры, говорят о готовности к определенным территориальным уступкам как части соглашения. А вот в общенациональном масштабе против территориальных уступок выступают почти две трети населения (58%). Причем, что примечательно, в разных регионах страны эти цифры не сильно отличаются, на востоке и юге они почти такие же, как на западе. По украинскому опросу, проведенному социальной группой «Рейтинг» в конце сентября 2024 года, 8 из 10 (88%) граждан все еще верят, что Украина может выиграть в военном конфликте с Россией, и это число не сильно снизилось с 2022 года.
Нынешняя показательная гибкость Зеленского может быть адресована прежде всего не Москве, а команде Трампа, в адрес которой из Киева звучат всяческие комплименты и выражения готовности работать вместе, плотно и напрямую. И если мирный процесс, начатый по инициативе Трампа, упрется в тупик, то, как бы заранее дают понять в Киеве, это потому, что русские упрямятся и не хотят проявлять никакой гибкости. В ближайшее время Зеленский направит главу своей администрации Андрея Ермака в США, в том числе для встречи с будущим спецпредставителем по Украине и России генералом Кейтом Келлогом. Который еще в апреле выдвинул свой вариант мирного плана, согласно которому конфликт может быть заморожен по линии фронта, а Украина получит взамен вооружения и гарантии безопасности, но не членство в НАТО.
Причем Киев стоит перед в чем-то схожей задачей еще и на поле боя. Потому как если он сейчас, пользуясь разрешением Байдена, пойдет на сильную эскалацию в виде ударов по российской территории дальнобойными ракетами, то тем самым затруднит, как и задумывала нынешняя администрация, Трампу его миротворческие усилия. В том числе провоцируя Москву на ответные действия в духе эскалации в виде ударов «Орешником» или по объектам энергетики.
В свою очередь, в Европе тоже готовятся к новым поворотам в военном конфликте и все чаще говорят об отправке своих военных на Украину. Пока речь идёт о так называемых миротворцах на случай, если будет достигнуто соглашение о прекращении огня, за которым потребуется, объективно говоря, некий мониторинг. Новая глава европейской дипломатии Кайя Каллас не исключила в таком случае направление европейских военных на Украину. Правда, она забыла упомянуть, что обычно для отправки миротворцев все же требуется согласие обеих сторон конфликта. По каковому поводу имеется русская поговорка: «Не стоит спешить делить шкуру неубитого медведя».
Свежие комментарии