К ответственности впервые будут привлечены рекламодатели — обычные пользователи. Соответствующий закон приняла Госдума. О какой именно рекламе идет речь, на каких ресурсах ее нельзя будет размещать и кто это будет контролировать?
Закон о запрете рекламы в некоторых соцсетях сформулирован непрозрачно. Предполагается, что блогеров, бизнес и рекламные агентства начнут штрафовать за продвижение на запрещенных, террористических, признанных экстремистскими и нежелательными в России ресурсах.
По сути, на всех заблокированных в стране площадках. В их число по определению попадают соцсети X, Instagram и Facebook (последние две принадлежат Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России). Там реклама маркируется, а товары и услуги активно продвигаются.Все предыдущие годы основные ограничения были направлены против самих площадок, но при этом не предусматривалось, что те, кто размещает на них рекламу, могут как-то пострадать. Закупать и продавать рекламу на запрещенных ресурсах можно до 1 сентября 2025 года. После наступят санкции: физлицам — до 2,5 тысячи рублей, должностным лицам — до 20 тысяч, а юрлицам — до 500 тысяч.
Что же касается самой рекламы, то из закона не следует, на какой именно вид он будет распространяться. По мнению юристов, расклад такой: под нарушения точно подпадет реклама, которую размещают на нежелательном ресурсе рекламодатель в РФ, таргетолог, запускающий ее от лица компании в РФ, блогер, размещающий платную интеграцию. А вот с пользователями, продвигающими товары и услуги без оплаты — нативно или без указания российского происхождения такой рекламы, — пока что не все ясно. Говорит медиаюрист Федор Кравченко:
Федор Кравченко медиаюрист «В некоторых случаях нативная реклама, которая признается органичным интегрированием произведения искусства, не будет считаться рекламой. Но на слух или уж тем более по описанию отделить эти случаи достаточно сложно. Можно себе представить ситуацию, когда рекламодатель, заинтересованный в российском рынке, размещает рекламу у блогера, находящегося за рубежом и попавшего под эти ограничения, не через российское юридическое лицо. В этой ситуации нет возможности отследить, от кого получил этот блогер деньги, и, соответственно, выявить заказчика распространения такой рекламы. Если рекламируются товар или услуга, которые распространяются в России и ориентированы на российский рынок, полагаю, в этой ситуации ФАС будет выявлять то лицо, которое заинтересовано в продвижении, и пытаться привлекать его к ответственности. А уже этому лицу нужно будет как-то обосновать, что это злоумышленники разместили его рекламу без его заказа, оплаты и прочих действий. Недостаточно четко понятно, кто разместил рекламу. Например, если я размещу рекламу вашей радиостанции в сентябре 2025 года, есть риск, что ФАС придет к вам и будет пытаться вас за это оштрафовать. При этом вы не будете иметь отношения к такому размещению. Законопроект достаточно широко ссылается на заблокированные Роскомнадзором ресурсы, но нужно понимать, что механизм блокировок работает абсолютно непрозрачно — по десяткам разных оснований, с очень невнятной и нечеткой судебной практикой».
По словам Кравченко, за контроль будут отвечать два органа — ФАС и Роскомнадзор. Сначала первый решает, является ли соответствующая информация рекламой, и после второй фиксирует, нарушено ли требование к ее распространению на запрещенных ресурсах.
Пока у игроков рынка четкого понимания, как вся эта история будет работать, нет. Но это точно повлияет резко отрицательно, уверен бизнесмен и основатель маркетингового агентства Digital Church Марк Хлуднев:
— На данный момент не совсем ясно, как будет отслеживаться эта история. Мы понимаем, что наш рынок в этом случае будет работать по принципу доносов — других способов просто нет. Ситуация повлияет на рынок значительно именно с точки зрения крупного бизнеса. Условно «Яндекс», Ozon и подобные ребята рекламировались в запрещенной в России Instagram, сейчас явно придется закончить с этой историей. Но малый и средний бизнес точно будут искать пути обхода.
— А в целом понятно, за что конкретно может прийти штраф?
— Если мы говорим про нативную рекламу, когда не отмечается ничего и в целом нет призыва к действию, за это не будут наказывать. Но, честно говоря, наш рынок так устроен, что не умеют делать нативную рекламу и в этом направлении адекватно не работают. Все так или иначе хотят засунуть в рекламу промокод, поставить какую-то ссылку на переход, но это уже прямая реклама, за нее будут привлекать.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин, объясняя необходимость закона, отмечал, что доходы от такой рекламы идут в том числе владельцам ресурсов, которые ведут провокационную деятельность по отношению к России и ее гражданам. При этом Meta со всех прямых размещений у блогеров не могла ничего зарабатывать в силу российского законодательства. Так что, получается, закон может ударить исключительно по россиянам и личным брендам, перед которыми теперь стоят большие вопросы, где покупать рекламу и продвигать услуги.
Свежие комментарии