Согласно закону, вузы смогут принимать студентов на контракт только в пределах утвержденных квот. А количество мест будет зависеть от ряда критериев, в числе которых - качество абитуриентов, уровень трудоустройства выпускников и их средняя зарплата
Платить — не значит поступить. Госдума приняла закон о госрегулировании приема в вузы на платное обучение сразу во втором и третьем чтении.
Согласно тексту документа, учебные заведения смогут принимать студентов на контракт только в пределах утвержденных квот. А количество мест будет зависеть от ряда критериев. Какие изменения ждут вузы и абитуриентов?Согласно тексту документа, кабмин получит право утверждать перечень специальностей с ограниченным количеством платных мест. Сначала Минтруд, Минэкономики и Минобрнауки подготовят предложения по каждым специальностям и направлениям отдельно, позже специальная комиссия установит общий лимит платных мест по стране. Минобрнауки разработает критерии распределения этих мест между вузами. Среди них — качество приема (включая количество стобалльников по ЕГЭ и олимпиадников), уровень трудоустройства выпускников и их средняя заработная плата.
Власти говорят о востребованности выпускников и качестве программ. Если они не могут по окончании найти работу по специальности или выйти на среднюю зарплату по региону, значит, вложения, в том числе и их собственные денежные, себя не оправдали. Продолжает главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина:
Ирина Абанкина научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ «Эти критерии вроде бы довольно внятные. Другое дело, хорошо ли организован мониторинг трудоустройства и зарплат выпускников? Здесь большую роль должно сыграть Минтруда. Очень важно, чтобы была возможность регионального сравнения зарплаты в соответствии со средним уровнем не расположения вуза, а там, где трудоустроились выпускники. Мобильность, географическое перемещение выпускников отследить не так-то просто. Ориентироваться на среднероссийскую заработную плату при той глубине дифференциации, которая у нас есть, наверное, это может выступить достаточно грубым критерием при регулировании платных мест. Основные платные места до 80%, а в социально-экономическом направлении до 90% оплачивали сами люди, в отличие от инженерных направлений, где более 80% учились за счет бюджета. Вот эта диспропорция сегодня работает против абитуриентов. Сами университеты очевидно потеряют доходы. Причем это те доходы платных студентов, которые они могли направлять на повышение оплаты труда профессорско-преподавательского состава, на научные исследования, иногда даже на закупки оборудования».
По словам Абанкиной, последние как минимум пять лет вузы увеличивали контрольные цифры приема на инженерные и технологические направления. И в итоге столкнулись с тем, что приняли ребят с не очень высокими академическими достижениями.
Как новый закон скажется на коммерческих вузах, которые сильно зависят от платного набора, тоже не ясно. Эксперты считают, что они должны регулироваться индивидуально.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин во время заседания подчеркнул, что о сокращении платных мест как таковых речи не идет — акцент здесь на повышение качества образования. Даже экспертам трудно оценить, что он имел в виду. Продолжает советник ректора РГГУ, заведующий кафедрой истории России новейшего времени Александр Безбородов:
Александр Безбородов советник ректора РГГУ, заведующий кафедрой истории России новейшего времени «Что мы имеем с договорной формой обучения? Ее разросшиеся масштабы в некоторых вузах — качество страдает очень сильно. И в качестве первого шага возможны какие-то элементы регулирования. Например, можно балл отсечки ставить выше. Вуз, если он заинтересован в хорошем абитуриенте, сделает это сам нормально. Перетоков, я думаю, не будет значительных. Сильный абитуриент может идти и в более слабый вуз, и в более сильный. А вот абитуриент слабый ограничен в своих возможностях. Но это не относится к проблеме социальной справедливости в обществе, это относится к другому. Сегодня эта специальность может быть и непрестижная, а завтра она может быть остродефицитной. Рынок образовательных услуг не статичен. Например, у нас еще недавно реклама и связь с общественностью были в умеренном спросе, а сегодня это повышенный. И все практически обучение там ведется на договорной форме, и это нормально, финансовые ресурсы вузу нужны».
Существующие сейчас льготные условия кредитования — ставка 3% со сроком погашения до 15 лет, сохранятся, но будут доступны только для «дефицитных» специальностей. По словам Фалькова, в приоритете останутся инженерно-технические, медицинские и педагогические направления.
Нельзя сказать, что эти кредитные предложения играли сильно значимую роль. Тем не менее это была мера расширения доступности высшего образования и его выбора по качеству. Все изменения должны быть реализованы до конца года. Окончательное решение по законопроекту будет принято после рассмотрения в Совете Федерации 21 мая.
Свежие комментарии