«Магнит» приобрел контрольный пакет сети продуктовых магазинов, работающих в премиальном сегменте. Стороны не раскрывают размер пакета. Однако, по данным газеты «Коммерсантъ», «Магнит» на первом этапе получит 51% «Азбуки вкуса» стоимостью более 30 млрд рублей и право первоочередного выкупа оставшейся доли
«Магнит» стал новым владельцем контрольного пакета «Азбуки вкуса», это понятно. Непонятно, кто этот пакет продал. Как следует из пресс-релиза «Магнита», гигант продуктового ретейла приобрел долю в ООО «Городской супермаркет», управляющем сетью магазинов «Азбука вкуса».
Год назад по заявлению президента «Азбуки вкуса» Дениса Сологуба суд приостановил корпоративные права основного владельца управляющей компании ретейлера — кипрской Demanor Investments Ltd. Таким образом, ретейлер сменил юрисдикцию с Кипра на Россию и сейчас полностью принадлежит российским собственникам. Кто эти собственники — загадка. Этой информации нет ни в открытом доступе, ни в сервисах типа «Спарк-Интерфакс».
Даже из решений совета директоров о распределении прибыли узнать о собственниках невозможно. «Городской супермаркет» — экономически значимая организация, и сведения о владельцах не раскрываются согласно соответствующему указу президента.Для бизнеса «Магнита» покупка «Азбуки вкуса» — хорошая сделка. Продолжает гендиректор аудиторской группы «2К» Тамара Касьянова:
Тамара Касьянова гендиректор аудиторской группы «2К» «Азбука вкуса» достаточно стабильно себя чувствует по выручке и так далее, 2024 год они закончили с очень хорошим финансовым результатом против тех четырех лет, которые были ранее. Их главный плюс — это достаточно лояльная аудитория, которая к ним постоянно приходит, уверенность поставщиков, что эту продукцию они могут поставлять. Плюс они сделали новый формат небольших магазинов АB Daily, у них там активно развивается кофейная компания, теперь открывают кафе в магазинах. Для кого-то, для части лояльных покупателей, это интересно. «Магнит», я думаю, покупает в том числе это и возможность выйти на другой сегмент рынка».
Информация о потенциальной продаже «Азбуки вкуса» ходила по рынку уже несколько лет. Интерес к покупке сети в разное время проявляли «Севергрупп» Алексея Мордашова и «Яндекс», который, по данным СМИ, планировал интеграцию премиальной сети со своим сервисом «Лавка».
О том, насколько привлекателен этот актив, рассуждает независимый эксперт FMCG-рынка, экс-вице-президент Х5 Retail Group Александр Анфиногенов:
Александр Анфиногенов независимый эксперт FMCG-рынка, экс-вице-президент Х5 Retail Group «Если взглянуть на эту сеть, ей уже много лет, она существует с 1998 года, она была первой алкогольной сетью. Естественно, многое поменялось. Во-первых, основатели разбогатели и начали выяснять претензии совершенно другого уровня, непонятного пока нам. Во-вторых, сам рынок сильно изменился. Появилось много игроков, которые пошли в другие ниши. Например, когда открывался «Ароматный мир», это был уровень «средний плюс», никто в те времена даже не мог подозревать, что через какое-то время появится «Красное и белое». Поэтому актив, конечно, нужно каким-то образом освежить. Слишком винтажный остался».
Сеть «Азбука вкуса» была первым в России «супермаркетом для богатых». Основатели — Максим Кощеенко, Олег Лыткин, Сергей Верещагин и Олег Трыкин — начинали бизнес в 90-е с двух ларьков в Столешниковом переулке, где торговали сигаретами, зажигалками, шоколадками. Затем появились два стационарных павильона, где продавались в том числе французский текстиль, аудио- и видеопродукция. В итоге партнеры решили остановиться на продуктах питания, а павильоны получили название «Деликатесы». Первый супермаркет «Азбука вкуса» открылся в 1997 году на «Павелецкой». Затем появились другие магазины. В то время, в начале нулевых, для состоятельных покупателей выбор «Азбуки вкуса» был очевиден. Вспоминает инвестбанкир, основатель медиасистемы «Биткоган» Евгений Коган:
Евгений Коган инвестбанкир, основатель медиасистемы «Биткоган» «В нулевые годы она была около дома, недалеко по крайней мере. Я другого, честно говоря, даже и не мыслил, потому что было очень комфортно — нет никаких очередей. Что нужно нормальному бизнесмену? Чтобы у него настроение не испортилось, чтобы его не отвлекли, чтобы он мог, погрузившись в телефоны, совершая 25 сделок, думая о чем-то другом, между делом купить все, что ему нужно. Я в «Азбуке вкуса» ни разу не смотрел на то, просроченный товар или нет, потому что у меня высокий уровень доверия».
Сейчас у «Азбуки вкуса» 170 магазинов, включая супермаркеты и мини-маркеты, которые расположены в основном в Москве. После смены собственника бренд «Азбука вкуса» сохранится.
Свежие комментарии