Спецпосланник Трампа оптимистично оценил встречу с Владимиром Путиным в Петербурге, где обсуждались мирные условия: прекращение огня, статус «пяти территорий» и вопросы безопасности. Он упомянул коммерческие перспективы для улучшения отношений между США и РФ, но конкретики не раскрыл. Москва реагирует сдержанно
Спецпосланник президента США Стив Уиткофф, рассказывая на телеканале Fox News о прошедшей на прошлой неделе в Петербурге встрече с Владимиром Путиным, назвал ее «убедительной». «И к концу мы фактически пришли к тому, чего хочет Путин для достижения постоянного мира», — отметил он. Не останавливаясь подробно на выдвинутых российским президентом условиях, Уиткофф упомянул, помимо прекращения огня, что мирное соглашение должно касаться «пяти территорий», а также, как он выразился, «протоколов безопасности», в частности «статьи 5 договора НАТО». «К этому просто прилагается множество деталей. Это сложная ситуация, знаете ли, укорененная в некоторых действительно проблемных вещах, происходящих между двумя странами», — уточнил он. В конце Уиткофф оптимистично заметил, что «мы можем быть на грани чего-то, что будет очень, очень важно для мира в целом». А также, что «есть возможность изменить российско-американские отношения с помощью некоторых очень убедительных коммерческих возможностей». Что можно понять из этих сбивчивых заявлений спецпосланника Трампа?
По сбивчивым формулировкам Уиткоффа можно только догадаться, о чем он почти пять часов говорил с Путиным. Речь явно шла о требовании признать суверенитет России над Крымом и еще четырьмя областями. После чего Уиткофф повез список требований Трампу на согласование. В связи с упоминанием пятой статьи Договора НАТО можно вспомнить недавнее предложение итальянского премьера Джорджи Мелони, которая как раз говорила о возможности распространить на Украину гарантии безопасности по этой статье, но без приема в члены альянса. Статья была задействована единственный раз после террористических атак 11 сентября 2001 года против США. В ней сказано, что нападение на одну или несколько стран НАТО рассматривается как нападение на всех, после чего каждая из стран «окажет сторонам, подвергшимся такому нападению, помощь путем немедленного принятия, индивидуально и по соглашению с другими договаривающимися сторонами, такого действия, какое она сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы». То есть это не совсем автоматическое вступление в войну.
Скорее всего, Уиткофф услышал от Путина и ряд других условий, отсылающих нас к известному «ультиматуму МИД РФ от 15 декабря 2021 года», касавшемуся ограничения распространения военной инфраструктуры НАТО границами 1997 года.
Если в рассказах Уиткоффа можно уловить нотки оптимизма, то российские оценки звучат более сдержанно. Так, глава МИД РФ Сергей Лавров уже успел заявить, что «согласование ключевых компонентов урегулирования украинского кризиса проходит непросто». А на вопрос, удалось ли сформулировать с американцами ключевые параметры урегулирования, он ответил отрицательно, зато вновь напомнил о необходимости устранить «первопричины украинского кризиса».
Дмитрий Песков тоже отметил, что никаких «четких очертаний соглашения» по миру на Украине нет, а «есть политическая воля двигаться в его сторону». Разговор Путина и Трампа, по его словам, в ближайшие дни не планируется. Так что никакой «сделки по пяти территориям», как некоторые поняли слова Уиткоффа, пока нет.
Зато уже есть противоречия внутри команды Трампа относительно урегулирования. По данным газеты The Wall Street Journal, группа советников, куда входят госсекретарь Марко Рубио и спецпредставитель по Украине Кит Келлог, рекомендует проявлять большую осторожность в общении с Путиным и проводить более жесткую линию в отношении требований Москвы о территориальных уступках со стороны Киева. Также Келлог осудил недавний российский ракетный удар по Сумам, заявив, что он «переступает всякую черту приличия», а Рубио назвал его «ужасающим». Тогда как российское Минобороны сообщало, что это был удар по «месту совещания командного состава украинской оперативно-тактической группы «Северск».
Трамп якобы пока поддерживает линию Уиткоффа. Символично, что Белый дом отказался поддержать заявление «Большой семерки», осуждающее атаку на Сумы, поскольку «работает над сохранением пространства для переговоров о мире».
В то же время давление на Белый дом растет и со стороны конгресса, где появилось уже два законопроекта об ужесточении санкций против России. А просьба Белого дома повременить с подготовкой была отклонена. Госдепартамент и Минфин также готовят свои варианты ужесточения санкций на случай, если Трамп потеряет терпение и даст соответствующий сигнал.
В свою очередь, Владимир Зеленский решил, видимо, сыграть на противоречиях внутри администрации США. Так, комментируя заявление Уиткоффа, он публично заявил, что тот «обсуждает вопросы вне своей компетенции», а для Украины вопрос признания утраченных территорий российскими является «красной линией».
Явно посылая Трампу сигнал о несогласии с его звучавшими ранее предложениями поскорее провести на Украине новые выборы, Зеленский сильно досрочно внес на рассмотрение Рады предложение о продлении военного положения до 6 августа. На практике это означает, что выборов, на подготовку которых нужно не менее трех месяцев, не будет как минимум до конца осени, а то и до следующего года. Что делает и перемирие до этого срока более призрачным, учитывая намерение Москвы подписывать его уже с новым руководством Украины. Так что этот пункт плана Трампа — по скорым выборам — уже провалился.
По словам бывшего президента Украины Петра Порошенко (в РФ внесен в список террористов и экстремистов), «офис Зеленского узурпирует власть, злоупотребляя военным положением, используя его не только для обороны страны, но и для построения авторитарного режима». Кстати, это примерно то же самое, что Владимир Путин говорил еще год назад. Впрочем, само по себе продление военного положения не означает, что перемирия точно не будет. Возможно, Зеленский хочет поторговаться с Трампом и заручиться его поддержкой своего переизбрания. В том числе путем продолжения боевых действий на фоне продолжающихся обвинений в адрес Москвы, что это она не хочет мира, и в расчете на то, что с Путиным Трамп рассорится раньше.
Свежие комментарии