Импорт из Индонезии сократился на 9% из-за увеличения сроков морских перевозок и роста мировых цен на четверть. Что будет с ценами на товары в магазинах?
Российским кондитерам не хватает пальмового масла. Увеличение сроков морских перевозок из Индонезии и рост мировых цен на пальмовое масло на 20-25% привели к снижению его импорта в Россию по итогам января-сентября почти на 9%.
Это может сказаться на бизнесе кондитеров, использующих продукт в производстве конфет с начинками и недорогого шоколада. На фоне растущего спроса участники рынка уже чувствуют рост цен на ингредиент и его нехватку, пишет газета «Коммерсантъ». Говорит Сергей Иванов, исполнительный директор компании «ЭФКО», которая занимается переработкой масличных и производством растительных жиров и белков:
Сергей Иванов исполнительный директор компании «ЭФКО» «Мы не видим проблем с поставками тропических масел в РФ, у нас ничего не изменилось за последние месяцы. В эти два года с весны 2022-го внешнеэкономическая деятельность стала сложнее — страховки, платежи, стоимость фрахта, но это все были вызовы 2022 года. У нас даже логистика, сроки поставки не изменились. В течение месяца мы доставляем, месяц-полтора к нам корабли приходят, мы везем крупными танкерами, это 30-40 тысяч тонн. Сроки поступления все равно иногда могут плавать от планирования, по запасам, от поставщиков, но у нас своих емкостей достаточно, запасов достаточно, и клиенты этого не замечают. Бывают сезоны, когда пальмовое масло дороже подсолнечного или отечественного сырья, бывает наоборот, в основном вся группа тропических масел дешевле подсолнечных. Сейчас цены меняются, но это никак не влияет на общий мировой баланс масла. Есть сезонно увеличившийся спрос со стороны клиентов, что было написано в «Коммерсанте», но это точно не системный сдвиг. Конкретно ситуация этой осени: есть общее изменение рынка растительных масел, цены немного подросли, два года назад были пиковые цены на растительные масла, с того времени мы сильно вниз ушли. А с точки зрения инфляции или то, что видим на полках, туда могут закладываться огромное количество факторов, которые просто одним элементом — изменением логистики тропиков — объяснить нельзя, тем более проблем».
Из-за удорожания какао-бобов резко подорожал шоколад. И покупатели выбирают сладости, которые меньше стоят. А удешевляет их пальмовое масло. Говорит президент кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев:
— Из-за того что резко подорожали какао-продукты, в том числе какао тертое и какао-масло, то выросли полочные цены на шоколадные изделия, конфеты, кондитерские изделия, содержащие какао-масло. Потребитель плавно перемещается в сторону более дешевых продуктов с меньшим содержанием какао-масла и большим содержанием растительных жиров, изготовленных на основе пальмового масла. Это привело к тому, что какао-масло сейчас стоит очень дорого, но оно в профиците, его можно взять без предварительных контрактов, а с пальмовым маслом и с жирами на основе пальмового масла ситуация обратная. Те, кто заранее законтрактовал, объемы у них еще есть, а те, кто пытается сейчас что-то доконтрактовывать и брать в моменте, тут уже нет, и понятен спрос, который увеличился, из-за этого рост цены, нехватка в предложении.
— Можно примерно высчитать увеличение себестоимости ввиду процессов с жирами, с пальмовым маслом?
— Я думаю, что можно ожидать 5-10%. Сейчас основной фактор даже не это, а снижение курса рубля, увеличение ставки по кредитам, это больше будет играть на инфляцию, чем история с маслом.
Business FM обзвонила несколько кондитерских фабрик, там уверили, что не используют пальмовое масло. Но поставщики его подмешивают к сливочному. Говорит владелец и гендиректор кондитерской фабрики «Господарь» Сергей Сурмач:
Сергей Сурмач владелец и гендиректор кондитерской фабрики «Господарь» «Мы не используем пальмовое масло, поскольку оно обладает большим количеством свойств, не очень хороших для здоровья. С другой стороны, мы понимаем, что наши поставщики, производители сливочного масла и спредов, бывает, что не заявляют о том, что там есть пальмовое масло, но оно там присутствует. Мы периодически берем, когда есть возможность, на анализы масло сливочное, которое мы покупаем, часто замечаем, что там контрафакт, там есть пальмовое масло, которого там быть не должно. Получается так, что большое количество производителей недорогого сливочного масла, поскольку они добавляют пальму в сливочное масло, попали в ситуацию, когда они не могут удержать цену на свой продукт, но речь идет о контрафакте сливочного масла. Поэтому сливочное, которое сливочное, пока держится в цене. Дешевый кондитерский продукт будет становиться дороже, потому что там используется много спредов, пальмовых масел. В чем преимущество пальмового масла для кондитерской промышленности, когда речь идет о недорогой кондитерке, — физико-химические свойства продукта. Масло удобно для производства, и оно не дает негативного запаха, как маргарин, то есть маргарин люди сразу чувствуют, и это невкусно, это посторонний запах, и в конфетах, и в тортах, и пирожных, то есть добавляется в большом количестве кремовой продукции. Килограмм сливочного масла стоит 1000 рублей, а килограмм псевдосливочного масла, которое использует 50% пальмового масла, стоит 500-600 рублей».
По данным Росстата, в сентябре розничная цена сливочного масла в России выросла на 5%, а с января до середины октября — на 21,5%. В начале осени средняя цена за килограмм этого молочного продукта составила 1022 рубля, в то время как год назад она была 825 рублей.
Производители говорят, что рост стоимости сливочного масла в первую очередь связан с увеличением затрат на его производство. За последние два месяца цена на цельное молоко выросла на 20-30%. С начала года рост составил 100%. Сильно выросли зарплаты сотрудников на фоне нехватки кадров. Кроме того, выросла стоимость банковских займов, горюче-смазочных материалов и логистики.
Свежие комментарии