История знает немало примеров, когда попытки установить морскую торговую блокаду в отношении той или иной страны довольно быстро приводили к войне с этой страной уже не только на море, но и на суше, отмечает политолог
ЕС готовится к масштабной операции по захвату входящих в российский «теневой флот» танкеров в Балтийском море, написал журнал Politico со ссылкой на дипломатические источники.
Тема российского «теневого флота» поднимается в Евросоюзе с прошлого года. Речь идет о судах, которые не плавают под российским флагом, но перевозят товары в интересах российских контрагентов.
Обсуждения активизировались, во-первых, в связи с ужесточением санкций со стороны США против десятков танкеров, работающих в интересах России, во-вторых, на фоне стремления европейцев ужесточить требования к соблюдению санкционного ценового потолка на российскую нефть, который, как они считают, не работает, в-третьих, это происходит после ряда инцидентов с обрывами подводных кабелей, в чем в ЕС усматривали диверсии со стороны РФ.В декабре прошлого года финские власти захватили шедшее из Санкт-Петербурга судно Eagle S со 100 тысячами баррелей нефти, подозревая в причастности к подрыву подводной линии электропередачи, соединяющей Эстонию с Финляндией, а также четырех телекоммуникационных кабелей в Финском заливе. Сам танкер зарегистрирован на островах Кука и принадлежит компании из ОАЭ. Это была настоящая спецоперация с высадкой десанта с вертолета на борт. И хотя Национальное бюро расследований Финляндии пока не нашло доказательств умышленного повреждения кабелей, на прошлой неделе суд снова отказал в освобождении судна, части экипажа по-прежнему запрещен выезд из страны. В декабре Норвегия по запросу Латвии задержала судно Silver Dania, которое ходит под флагом Норвегии, тоже из-за подозрений в повреждении кабеля. Но, видимо, главным поводом стало то, что на судне — российский экипаж. Продержав его под арестом месяц и не найдя доказательств вины, судно отпустили. О компенсациях за простой ничего не известно.
Тогда же властями Швеции был задержан болгарский сухогруз под мальтийским флагом. Однако вскоре и он был освобожден за отсутствием доказательств умышленных действий по повреждению кабеля. Тем не менее всякий раз в массмедиа обсуждался «русский след», что создавало определенный информационный фон. Даже если судно китайское, как было в двух похожих случаях в прошлом году.
И вот в ЕС захотели «освежить» законодательство. Хотя и сейчас Международная конвенция об аресте судов от 1999 года в качестве одного из оснований для ареста указывает «ущерб, причиненный окружающей среде или побережью, либо угрозу причинения такого ущерба». Можно еще апеллировать к Конвенции по борьбе с пиратством, однако, во-первых, «пиратскую принадлежность» судна, согласно этой конвенции, определяет то государство, которое ранее предоставило судну свой национальный статус, а никакие не третьи страны. Во-вторых, в этой конвенции нет ни слова о подводных кабелях в привязке к «пиратским действиям». В-третьих, там же сказано (статья 106), что если захват судна совершен без достаточных оснований, то государство, его совершившее, должно возместить весь ущерб государству, национальность которого имеет судно.
В пределах 12 морских миль от берега правомочность государства задержать судно, которое оно считает нарушителем, гораздо выше, в том числе по экологическим и иным причинам, чем в международных водах, где, согласно уже Конвенции ООН по морскому праву, преобладает право свободного прохода. Так что горячими точками могут стать Финский залив и Датские проливы. Впрочем, в Финском заливе коммерческие суда сохраняют право свободного прохода еще на основании договоров времен холодной войны.
Главный мотив для европейских стран — стремление сократить под любым предлогом российский морской нефтеэкспорт и, соответственно, экспортные доходы Москвы. При этом оценки таких объемов в ЕС сильно разнятся. Одни источники насчитали 348 судов так называемого теневого флота, который через Балтику перевозит 40% от общего объема российского экспорта нефти. Максимальные оценки говорят об экспорте 10-12 млн тонн нефти из балтийских портов России посредством от 90 до 150 танкеров в месяц, что составляет около 60% от общего морского экспорта нефти из РФ. В конце прошлого года он достигал 20 млн тонн в месяц. При этом, по данным самих же европейцев, более 34% таких перевозок выполняют танкеры судовладельцев Греции и других стран ЕС, тогда как доля танкеров, зарегистрированных в так называемых странах удобного флага, где действительно могут быть засекречены реальные владельцы танкеров, составляет лишь 10-12%. То есть в значительной мере Евросоюз будет воевать сам с собой.
Для имплементации готовящихся мер придется, очевидно, задействовать ВМС НАТО, что резко усилит угрозу уже военной эскалации на Балтике. История знает немало примеров, когда попытки установить морскую торговую блокаду в отношении той или иной страны довольно быстро приводили к войне с этой страной уже не только на море, но и на суше.
Свежие комментарии